Введение федеральных государственных требований в систему дошкольного образования.
Федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании», согласно которому
Минобрнауки России устанавливает федеральные государственные требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
условиям ее реализации (пункт 6.2. статьи 9 Закона). Эта норма была введена в
Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности
именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения
каждого человека, доступности для каждого – где бы он ни проживал в нашей
огромной стране – качественного образования.
Для
обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему
успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать
содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или
в семье) ребенок его ни получал.
Именно с
этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это первый в
истории российского образования документ, который на федеральном уровне
определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения (а основная
общеобразовательная программа дошкольного образования – это именно программа
образовательного учреждения), какое содержание реализовывать для достижения
каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его
индивидуальных, возрастных особенностей. До принятия федеральных требований в
дошкольном образовании были только временные (примерные) требования к
содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном
образовательном учреждении, изданные в качестве приложения к приказу
Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448.
В настоящее время утверждено ФГТ к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, в перспективе
планируется разработать требования к условиям и результатам реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ
?
Для системы
дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а
не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и
утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные
области и основные задачи образовательных областей.
Изменения
такого рода предполагает изменение подходов к организации
воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему
занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми
дошкольного возраста.
Игровой
деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая
роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично
развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение
между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом,
игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все
образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на
совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования
дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет
полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в
детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Принятый
документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для
педагогов дошкольного образования, для родителей, для учителей начальной школы.
Конечно же, с нововведениями возникают проблемы.
Проблемой
остается, что считать результатом освоения программы – всегда ли качество
становятся результатом образовательной работы воспитателя и учреждения в целом,
особенно такие, как любознательность, эмоциональная отзывчивость,
общительность? И по каким критериям они оцениваются?
Таким
образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных
условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях,
реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
ФГТ к структуре
ФГТ к условиям
Комментариев нет:
Отправить комментарий